Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 27 «Сэсэг» г. Улан-Удэ 670023 г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова 3, телефон 22-54-77, mbdou.seseg-27@yandex.ru Программа наставничества «Путь к мастерству» 2021-2024г. Разработчики программы: Ст. воспитатель Миниахметова Е.А. Ст. воспитатель Кашапова Г.М. Рабочая группа педагогов МБДОУ №27 Улан-Удэ 2021г Содержание № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Наименование разделов Целевой раздел Страницы 3 Пояснительная записка Цель программы наставничества Основные направления программы Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел Система работы с молодыми педагогами Этапы реализации программы Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом План работы педагога наставника с молодым педагогом Приложение 1. Форма индивидуального плана профессионального становления молодого педагога Приложение 2. Система оценки профессиональной деятельности молодого педагога Приложение 3. Анкета для анализа промежуточных результатов работы (для педагога наставника) Приложение 4. Анкеты для молодого педагога 3 4 4 4 5 5 6 6 8 12 Приложение 5. Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога Приложение 6. Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества за год 18 2 13 14 15 20 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовноличностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Именно поэтому акцент сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере. Задача руководителя и старшего воспитателя помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Профессиональная адаптация начинающего педагога в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если: трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ; профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ; в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя; материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы. Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Это означает приспособление молодого педагога к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду. Прежде всего необходимо использовать технологию сотрудничества. Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии. Наставничество – это разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов и специалистов не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства,самовыражения. 3 Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. 1.2. Цель наставничества: повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков. Задачи: 1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики. 2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности. 3. Создание условий для становления, квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника. 4. Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем. 5. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей. 1.3. Основные направления Программы 1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений. 2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастерклассов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения. 3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно -образовательного процесса. 4. Разработка и обсуждение планирования. 5. Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания. 6. Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебнометодической и справочной литературы 1.4. Планируемые результаты освоения программы 1. Адаптации начинающих педагогов в учреждении. 2. Познание себя, и ориентация на ценности саморазвития. 3. Качественное изменение отношений в коллективе. 4. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. 5. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности. 6. Использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий 7. Приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуальноличностных особенностей. 2. Содержательный раздел 4 2.1. Система работы с молодыми педагогами Сбор информации о молодом педагоге (портфолио) Подготовка теоретического и практического материала Составление плана работы Семинары Консультации Педсоветы Накопление теоретического материала Занятия, просмотры Продуктивная деятельность Накопление практического материала Перспективные планы работы Конспекты НОД Описание работы, оформление материала: теоретического и практического Сценарии праздников Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: Субъекты взаимодействия Содержание взаимодействия Старший воспитатель – 1. Создание условий для адаптации педагога на работе. молодой педагог 2. Знакомство с нормативными и локальными актами. 3. Обеспечение необходимыми методическими материалами, литературой. Молодой педагог – 1. Формирование авторитета педагога, уважения, воспитанники – интереса к нему у детей и родителей (законных родители (законные представителей). представители) Молодой педагог – коллеги 1. Оказание поддержки со стороны коллег. 2.2. Этапы реализации программы Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы: 1 этап. Диагностический Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами. Содержание этапа: Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям: педагогическое образование; теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников); наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста; ожидаемый результат педагогической деятельности; выявление особенностей личности педагога. Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы: опрос; собеседование; анкетирование; наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе. В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы: 1. воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку; 2. воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы; 3. воспитатели со слабо развитой мотивацией труда. В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы. Цели и формы работы: Воспитатели, имеющие Воспитатели с Воспитатели со слабо недостаточную достаточной развитой мотивацией труда теоретическую и теоретической практическую подготовку подготовкой, но не имеющие опыта практической работы 6 Содержание и цели работы теоретического Овладение навыками Повышение интереса и формирование практической работы с положительного отношения практической педагогами, родителями. к педагогической деятельности, помощь в осознании своей профессиональной значимости, степени ответственности за воспитание и обучение детей. Формы работы Консультации Дискуссии Семинары-практикумы Круглые столы Беседы Деловые игры Изучение методической литературы Убеждения, поощрения Взаимопосещения беседы Коллективные просмотры педпроцессов Анализ педагогических ситуаций Усвоение материала, навыков работы. Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения. 2 этап. Практический. Задача этапа: реализация основных положений Программы. Содержание этапа: Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; Взаимоподдержка и взаимопомощь; Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ; Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим; Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога; Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия. 3 этап. Аналитический Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы. Содержание этапа: Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; Динамика профессионального роста молодого педагога; Рейтинг молодого педагога среди коллег; Самоанализ своей деятельности за прошедший год; Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; Подведение итогов, выводы. 7 2.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым педагогом Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной молодых педагогов, от поставленных задач. молодым педагогов, реализации подготовки Формы работы с молодыми педагогами БРИОП Уровень ДОУ 1. Курсы повышения квалификации. 1. Диалог, беседа. 2. Методические объединения. 2. Индивидуальные консультации. 3. Семинары, конференции. 3. Самоанализ собственной деятельности. 4. Вебинары. 4. Обучающие семинары. 5.Конкурсы профессионального 5. Практикумы. мастерства. 6. Анкетирование, опрос. 6. Общение, обмен опытом в 7. Мастер-класс педагога наставника. профессиональных интернет8. Взаимопосещения, открытые просмотры. сообществах. 9. Анализ педагогических ситуаций. 7. Аттестация 10. Диссеминация опыта. 11. Деловая игра. 12. Круглый стол. 13. Конкурс профессионального мастерства. 2.4. № п/п 1. 2. План работы педагога наставника с молодым педагогом Мероприятие Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого педагога Изучение нормативноправовой базы. Ведение педагогической документации. 3. Обеспечение каналов многосторонней связи с молодым педагогом. 4. Проектирование и анализ образовательной Деятельность наставника 1 год Подбор, разработка диагностических материалов. Осуществление диагностических процедур. Деятельность по изучению нормативных актов, локальных актов. Составление рабочей программы. Обучение правилам ведения документации. Создание на личном сайте наставника страницы для молодого педагога; организация общения посредством каналов электронной связи. Открытые занятия наставника, других педагогов, их анализ. 8 Ожидаемый результат Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога (далее – ИП) Компетентность молодого педагога относительно современных требованиях к дошкольному образованию и педагогу дошкольного образования, в ведении документации. Возможность постоянного взаимодействия и общения. Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе НОД. деятельности. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. Практикумы по планированию каждого этапа НОД. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования НОД. Проведение Знакомство с правилами мониторинга освоения проведения педагогической образовательной диагностики, с программы диагностическим воспитанниками. инструментарием, способами фиксирования данных, с методами анализа и обобщения полученных данных. Организация Анализ РППС в группе в развивающей соответствии с предметнотребованиями. пространственной среды (РППС) в групповом помещении. Формирование Подборка материалов по позитивного имиджа вопросам педагогической педагога этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций Мониторинг Выбор диагностических профессионального методик. Осуществление роста молодого мониторинга. педагога. Определение Разработка технического технического задания задания (с учетом результатов мониторинга или на основе перспектив работы на следующий год) Итоги реализации Подготовка отчета программы наставника. 2 год Моделирование Организация деятельности по воспитательного изучению вопросов процесса в группе. моделирования воспитательной работы в группе (проектирование целей, выбор методов и форм, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Моделирование Изучение годового плана и культурно-досуговой планирование отдельных 9 Журнал мониторинга, индивидуальные образовательные маршруты. РППС, соответствующая ФГОС ДО. Культура общения с педагогами, родителями (законными представителями), воспитанниками, освоенные эффективные приемы. Коррекция ИП. Коррекция ИП. Разработка программы. рабочей Проведение развлечения, праздника на основании 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. деятельности мероприятий. разработанного сценария. воспитанников. Описание темы по Оказание методической План работы по самообразованию. помощи наставником. самообразованию. Освоение Планирование и организация Обогащение опыта, умение современных мастер-классов наставника и молодого педагога педагогических других педагогов. использовать широкий технологий Организация работы арсенал современных педмастерской по методов и технологий проектированию НОД с обучения, динамика в использованием конкретных освоении технологий. технологий. Создание портфолио Презентация портфолио Наличие портфолио педагога. наставника. молодого педагога. Введение в процесс Изучение нормативных Подготовка к аттестации. документов по аттестации прохождению аттестации. педагогических работников. Проектирование Организация Компетентность молодого конспектов ООД в самостоятельного педагога в проектировании контексте требований проектирования конспекта и анализе НОД. ФГОС ДО. ООД. Видеосъемка НОД. Анализ и самоанализ НОД. Мониторинг Выбор диагностических Коррекция ИП. профессионального методик. Осуществление роста молодого мониторинга. педагога. Определение Разработка технического Коррекция ИП. технического задания задания (с учетом результатов мониторинга или на основе перспектив работы на следующий год) Итоги реализации Подготовка отчета программы наставника. 3 год Освоение современных Планирование и организация Самостоятельно педагогических мастер-классов наставника и разработанные технологий других педагогов. конспекты НОД, Организация работы педмастерской планы по проектированию НОД с воспитательноиспользованием конкретных образовательной технологий. деятельности с использованием конкретных педагогических технологий. Проведение Индивидуальное консультирование Самостоятельно мониторинга освоения по возникающим вопросам. составленные образовательной аналитическая программы справка, воспитанниками. индивидуальные образовательные 10 3. Проектирование конспектов НОД в контексте требований ФГОС ДО. 4. Разработка рабочей Индивидуальное консультирование программы. по возникающим вопросам. Ведение педагогической документации. 5. Реализация культурно- Индивидуальное консультирование досуговой по возникающим вопросам. деятельности. 6. Аттестация. 7. Презентация Оказание методической помощи в педагогического опыта. обобщении и презентации педагогического опыта. 8. Мониторинг профессионального роста молодого педагога. Итоги реализации программы. 9. Организация самостоятельного проектирования конспекта НОД. Открытые показы. Анализ и самоанализ НОД. Консультирование по оформлению документов. Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга Подготовка отчета наставника и молодого педагога. 11 маршруты. Компетентность молодого педагога в самостоятельном проектировании и анализе НОД. Самостоятельно разработанная рабочая программа. Компетентность в оформлении документации. Наличие самостоятельно разработанных сценариев. Аттестация молодого педагога на первую квалификационную категорию. Публикация педагогического опыта, организация методической выставки достижений, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на педсоветах, семинарах, конференциях. Приложение 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Сэсэг» Утверждено Заведующий МБДОУ №27 Шелковникова Е.В. «___»_________2021г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН профессионального молодого педагога _______________года работы (первого; второго; третьего) в должности «воспитатель» _____________________________________________________________ (Ф.И.О. молодого педагога) на __________ учебный год. Педагог-наставник _____________________________________________ (Ф.И.О. педагога) Цели: ______________________________________________________________ Задачи: ____________________________________________________________ Дата проведения (месяц, период) Тема Вопросы для обсуждения 12 Форма проведения Ожидаемый результат Приложение 2 Система оценки профессиональной деятельности молодого педагога 1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования. 2. Культура ведения документации. 3. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества. 4. Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания. 5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий. 6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника. 7. Использование инновационных форм, методов образования. 8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды. 9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе. 10. Участие в инновационной работе. 11. Осуществление самообразования. 12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей. 13. Дисциплинированность и ответственность. 14. Достижения воспитанников. 13 Приложение 3 Анкета для педагога наставника для анализа промежуточных результатов работы Вопрос Оценка (по шкале от 1 до 3) 1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков? 2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог? 3. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке теоретических знаний? 4. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков? 5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря пройденному наставничеству? 6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень профессионализма молодого педагога? 7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества? – помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения; – освоение практических навыков работы; – изучение теории, выявление пробелов в знаниях; – освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства 8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете наиболее эффективным? – самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте; – в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону; – личные консультации по мере возникновения необходимости; – поэтапный совместный разбор практических заданий 14 Приложение 4 Анкеты для молодого педагога 1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? - Да - Нет - Частично 2. Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности? - в календарно-тематическом планировании - в составлении рабочей программы - в составлении перспективного планирования - в составлении индивидуальных образовательных маршрутов - в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой) __________________________________________________________________________ - в проведении организованной образовательной деятельности - в проведении педагогической диагностики - в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников - в проведении других мероприятий (укажите, каких) ___________________________________________________________________________ - в общении с коллегами, администрацией - в общении с воспитанниками - в общении с родителями воспитанников - другое (допишите) ___________________________________________________ 4. Что представляет для вас наибольшую трудность? - формулировать цели, задачи - выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД) - формулировать вопросы проблемного характера - создавать проблемно-поисковые ситуации - подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности - активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД - организовывать сотрудничество между воспитанниками - развивать способности воспитанников - другое (допишите) ____________________________________________________ 5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): - cамообразованию - практико-ориентированному семинару - курсам повышения квалификации - мастер-классам - индивидуальной помощи со стороны наставника - школе молодого педагога -другое (допишите) _____________________________________________________ 15 6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): - типы занятий, методика их подготовки и проведения - методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе - приемы активизации познавательной деятельности воспитанников - оценка достижений воспитанников, динамики развития - психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов - урегулирование конфликтных ситуаций - формы работы с родителями - другое (допишите) ___________________________________________ 16 Анкета для молодого педагога для анализа промежуточных результатов работы Уважаемый педагог! Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа. 1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой: - каждый день; - один раз в неделю; - 2–3 раза в месяц; - вообще не встречались; - другое__________________________________________________________________ 2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником? - 3,5–2,5 часа в неделю; - 2–1,5 часа в неделю; - полчаса в неделю; - другое__________________________________________________________________ 3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»: - 30–70 процентов; - 60–40 процентов; - 70–30 процентов; - 80–20 процентов; - другое__________________________________________________________________ 4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы? - да, всегда; - нет, не всегда; - нет, никогда; - другое__________________________________________________________________ 5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить? - да, каждый раз после окончания задания; - да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог; - да, раз в месяц; - нет; - другое__________________________________________________________________ 6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными? 7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными? _________________________________________________________________________ 8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________ 17 Приложение 5 Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога Молодой воспитатель: _________________________________________________________ (Ф.И.О.) Наставник: ___________________________________________________________________ (Ф.И.О.) Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале: 3 – высокий уровень развития навыка; 2 – средний уровень развития навыка; 1 – развитие навыка не проявляется. Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка. Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты. № Оценка Прогностические навыки 1 1 Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО 2 Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательнообразовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО 3 Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО 4 Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей 5 Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка Организаторские и коммуникативные навыки 1 Умеет организовывать собственную выполнению годового плана 2 Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия 3 Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО 4 Умеет формировать коллектив детей и организовывать его 18 деятельность по 2 3 деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками 5 Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО 6 Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним Аналитические навыки 1 Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО 2 Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков 3 Может оценить уровень подготовленности ребенка к школе 4 Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами психолого-педагогической Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы полностью выполнять все обязанности воспитателя. Профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне. Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать _________________навыки, в особенности навыки__________________. 19 Приложение 6 Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества за _______ учебный год Наименование ДОУ Ф.И.О. наставника, должность, № приказа, и дата назначения наставника Педагогический стаж работы наставника Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом Шкала оценок 1 2 3 не соответствует частично соответствует соответствует требованиям требованиям (знания и навыки (знания достаточно полные, но (знания и владение недостаточные, отрывочные имеются вопросы, требующие навыками отсутствует) и несистематизированные, дополнительной консультации, неуверенно применяются на владение навыками достаточно практике) уверенное) Профессиональные знания и умения № Наименование Дата Дата Оценка Оценка Комменвыполненных начала окончания наставника руководителя тарии мероприятий по осуществлению наставничества 1 2 3 4 5 Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок) Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя) 20 6