Программа Здоровье педагогов

МКУ «Комитет по образованию Администрация г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 27 «СЭСЭГ» г. Улан-Удэ
670023 г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова 3, тел\факс: 22-54-77

ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Составитель: Москвитина О.Л,
инструктор по физическому воспитанию
МБДОУ №27/2 «Сэсэг» г. Улан-Удэ.

Улан-Удэ

1

Содержание:
1.
Пояснительная записка ………………………………………………………………3
2.
Цели и задачи реализации программы ………………………………………………4
3.
Содержание программы ………………………………………………………………5
4.
Показатели эффективности программы ……………………………………………5
5.
Перспективный план работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов
ДОУ……………………………………………………………………………………………6
Список литературы ……………………………………………………………………………7
Приложение

2

1.

Пояснительная записка

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье
человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития
самого общества»
Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и
физическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение
работоспособности их организма.
Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной
воспитатель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога
необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как
необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.
Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах
Митина Л. М., она говорит о том, что профессиональное здоровье педагога – основа
эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема.
В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее
столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы
благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в
эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности,
постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные
факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое
самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного
рода недомогания. Как писал В.А.Сухомлинский профессия педагога — это «работа
сердца и нервов»
Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных
учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лор заболеваний, опорнодвигательного аппарата, сосудистой системы.
Основными факторами риска труда педагога являются:
- повышенное психоэмоциональное напряжение;
- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
- большой объем интенсивной зрительной работы;
- высокая плотность эпидемических контактов.
Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические
кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже,
чем у больных неврозами.
Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения
и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами,
способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных
качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления
профессионального здоровья в педагогической деятельности, умение управлять
собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая
компетентность являются важными компонентами успеха деятельности педагога.
Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности –
здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных
подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы.

3

Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог
становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение
управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы
понимаем, что здоровье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарногигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности
организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.
Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного
занятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между
воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и
взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он понастоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия
для здоровья.
Программа формирования профессионального здоровья педагогов ДОУ - это
комплексная система сохранения и укрепления здоровья педагогов, направленная на
формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в
здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в
педагогической деятельности.
В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны
профессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического,
социального, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным
категориям групп педагогов:
- педагоги со стажем менее одного года, которые подвержены проблеме адаптации
молодых педагогов (1 группа)
– педагоги со стажем более 20 лет. Данная категория педагогов наиболее подвержена
синдрому эмоционального выгорания (2 группа)
– педагоги в возрасте старше 50 лет, педагоги этой категории помимо синдрома
эмоционального выгорания имеют проблемы со здоровьем в силу своего возраста (3
группа)
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора содержания
работы по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ, в соответствии с
особенностями педагогического состава.
Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы
работы с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары,
спортивные досуги.
Участниками программы являются педагоги и специалисты ДОУ.
Срок реализации программы – 1 год
2.
Цели и задачи реализации программы
Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье,
потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге
успешности в педагогической деятельности.
Задачи:

сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ;

мотивация педагогов на созидание собственного здоровья;

формирование валеологической компетентности педагогов;

обучение навыкам самооздоровления.

4

Основные направления программы
Основные направления представлены в виде трех модулей:
1.
Диагностический модуль
2.
Информационно-познавательный модуль
3.
Оздоровительный модуль
3.
Содержание программы
Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья
педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основе
комплексной диагностики. В рамках данного модуля педагогам предлагается заполнить
анкеты и тесты:

Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко

Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г.А.Воронина

Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни»
адаптированный вариант анкеты В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко.

Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической
деятельности Л.Н.Бережнова
В рамках информационно-познавательного модуля, формируя у педагогов
ценностное отношение к собственному здоровью делается акцент на когнитивные и
мотивационно-побудительные аспекты структуры личности. Содержание данного модуля
включает в себя формирование у педагогов валеологической компетентности,
информирование педагогов ДОУ о проблемах в состоянии здоровья педагогических
работников, раскрытии роли их собственного примера в организации ЗОЖ как образца
для воспитанников, вооружение педагогов знаниями и способами здоровьесберегающей
деятельности через встречи с медицинскими работниками.
Оздоровительный
модуль
объединяет
психопрофилактические,
психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального
напряжения педагогов посредством тренингов, мастер-классов. В содержании данного
модуля представлены мероприятия по организации двигательной активности педагогов
через спортивные досуги
Принципы реализации программы
Аксиологический принцип предопределяет рассмотрение здоровья личности в
качестве высшей человеческой ценности;
Гуманистический принцип предопределяет переоценку всех компонентов
воспитательно-образовательного процесса, признавая ценностью не только воспитанника
как личности и его права на здоровье, но и педагога, состояния его телесного, душевного
и духовного здоровья;
Культурологический принцип реализует признание педагога как носителя
культурных норм, лучших традиций человечества, в том числе в вопросах культуры
здоровья как основы оптимального психофизического состояния воспитанников;
Принцип социальной значимости позволяет считать, что получаемый педагогом
индивидуальный опыт созидания собственного здоровья приобретает общественную
значимость, поскольку педагог как носитель культуры здоровья способен распространять
идеи, образцы и нормы здоровьесбережению, формировать здоровье ориентированное
поведение в социуме.
4. Показатели эффективности программы

В соматическом здоровье педагогических работников отмечается улучшение

состояния здоровья (по результатам периодических медицинских осмотров);

5

Физический компонент здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих
технологий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников;
Психическое здоровье - улучшение психологического климата в коллективе,
снижение уровня эмоционального выгорания
Нравственный компонент здоровья – осознание ценности и принятие
ответственности за свое здоровье.

Повышение
мотивации
педагогов
к
самооздоровлению
и
профессиональному совершенствованию
 Улучшение качества образовательного процесса.
Перспективный план работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов ДОУ

Оздоровительный

Информационнопознавательный

Диагностический

Модули

Месяц

Содержание работы
Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья
Г.А.Воронина
Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни»
сентябрь адаптированный вариант анкеты В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко.
Диагностика уровня саморазвития и профессиональнопедагогической деятельности Л.Н.Бережнова
октябрь

Консультация для педагогов «Наше здоровье в наших руках»
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

ноябрь

Встреча с медицинскими работниками
Обучающий семинар «Использование техники самопомощи
«Волшебная палочка»»

декабрь

Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко
Интеллектуальная игра «Веселые старты по сказкам»

январь

Психологический тренинг
«Профилактика эмоционального выгорания»
Спортивно- экологическая эстафета «Чистый двор, здоровый
сад»
Мастер – класс «Час здоровья»
Спортивный досуг «Нам морозы не почем!»

февраль
март

апрель
май

Психологический тренинг
«Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя»
Обучающий семинар «Восстанавливаем силы»
Психологический тренинг
«Оптимизация психологического здоровья педагогов»
Мастер – класс «Час здоровья»
Спортивный праздник «Спортивная радуга»

6

Список литературы:
1.
Александрова, Н.С., Казаковцева, Т.С. Оздоровительная направленность
среды дошкольных учреждений Текст. / Н.С. Александрова, Т.С. Казаковцева //
Материалы IV национального конгресса по профилактической медицине и валеологии.
СПб., 1996. -С. 18-19.
2.
Волошина, Л. Будущий воспитатель и культура здоровья Текст. / Л.
Волошина // научно-методич. журн. Дошкольное воспитание. - 2006. -№6.- С. 117-122.
3.
Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование Текст. / В.П.
Казначеев. — Москва —Кострома, 1996. - 248с.
4.
Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная
деятельность и здоровье педагога. М., 2005, 363 с.
5.
Недосека, О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя
дошкольного образовательного учреждения Текст. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 /
Ольга Николаевна Недосека,- Санкт-Петербург, 2000. - 207с.
6.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. - 256с.
7.
Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях
современного дошкольного образовательного учреждения Текст. дис. кан. пед.наук:
13.00.07 / Виктория Александровна Новицкая. - Санкт-Петербург, 2007. - 281с.
8.
Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум
– г. Дубна, “Феникс+, 2000, - 128 с.
9.
Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное
пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
10.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.

7

Приложение 1

Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г.А.Воронина
1.
Можете ли Вы служить примером для своих воспитанников в соблюдении
норм здорового образа жизни? (да / нет)
2.
Имеете ли Вы как воспитатель четкое представление о состоянии здоровья
каждого своих воспитанников? (да / нет)
3.
Созданы ли в Вашем ДОУ адекватные условия для реализации
воспитанниками гигиенических правил и умений? (да / нет)
4.
Учитываете ли Вы при проведении НОД состояние здоровья детей? (да /
нет)
5.
Уверены ли Вы, что Ваши знания соответствуют современным требованиям
достижений медицинской науки и ее профилактического профиля? (да / нет)
6.
Используете ли Вы в учебном процессе, образовательных мероприятиях
возможность пополнить знания воспитанников о состоянии здоровья? (да / нет)
7.
Ваши конкретные действия в ситуации появления среди родителей
алкоголиков, наркоманов
8.
Обсуждаете ли Вы в индивидуальной работе с родителями вопросы охраны
здоровья воспитанников? (да / нет)
9.
Ведется ли действенная совместная работа с медсестрой ДОУ по контролю
за дифференцированным режимом для воспитанников? (Укажите, сколько детей на
щадящем режиме).
10.
Принимаете ли Вы участие в системном мониторинге здоровья и
организации отдыха учащихся? (да / нет)
11.
Есть ли у Вас вредные привычки, от которых Вам хотелось бы избавиться?
(да / нет)
12.
Какие оздоровительные системы Вы знаете и используете?

8

Приложение 2
Анкета для педагогов
(адаптированный вариант анкеты В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко)
Цель: самооценка педагогом образа жизни с точки зрения здоровья
Уважаемые воспитатели!
Приглашаем Вас принять участие в самооценке образа жизни. Результаты этого небольшого, но
очень важного самоисследования помогут Вам определиться в сфере отношения к собственному
здоровью и, может быть, переломить его в лучшую сторону.
Выберите наиболее подходящий вам вариант ответа на вопрос и обозначьте его любым способом.
Вопросы
Если утром вам надо встать пораньше вы:

Проснувшись утром вы:

Из чего состоит ваш обычный завтрак?

Какой вариант рабочего распорядка вы бы
предпочли?

Вы предпочли бы, чтобы продолжительность
обеденного перерыва давала возможность:

Сколько часто в суете служебных дел и
обязанностей у вас выдается возможность
немножко пошутить и посмеяться с коллегами?
Если вы окажетесь вовлеченными в
конфликтную ситуацию, как вы попытаетесь
разрешить ее?

Надолго ли вы задерживаетесь после окончания
рабочего дня?
Чему вы обычно посвящаете свое свободное

Варианты ответов
1. заводите будильник (30)
2. доверяете внутреннему голосу (20)
3. полагаетесь на случай (0)
1. сразу вскакиваете с постели и
принимаетесь за дело (10)
2. встаете не спеша, делаете легкую
гимнастику и только потом начинаете
собираться на работу (30)
3. увидев, что у вас в запасе еще несколько
минут, продолжаете нежиться под
одеялом (0)
1. из кофе или чая с бутербродами (20)
2. из второго блюда и кофе или чая (30)
3. вы вообще не завтракаете дома и
предпочитаете боле плотный завтрак
часов в десять (0)
1. необходимость точного прихода на
работу в одно и тоже время (0)
2. приход в диапазоне + (-) 30 мин. (30)
3. гибкий график (20)
1. успеть поесть в столовой (0)
2. поесть не торопясь, и еще спокойно
выпить чашку кофе (10)
3. поесть не торопясь, и еще немного
отдохнуть (30)
1. каждый день (30)
2. иногда (20)
3. редко (0)
1. долгими дискуссиями, в которых
упорно отстаиваете свою позицию (0)
2. флегматичным отстранением от спора
(0)
3. ясным изложением своей позиции и
отказом от дальнейших споров (30)
1. не более чем на 20 мин. (10)
2. до 1 часа (30)
3. более часа (0)
1. встречам с друзьями, работе (10)

9

время?
Что означает для вас встреча с друзьями и
прием гостей?

Когда вы ложитесь спать?

В свободное время вы:

Какое место занимает спорт в вашей жизни?

За последние 14 дней вы хотя бы раз:

Как вы проводите отпуск?

Ваше честолюбие проявляется в том, что вы:

2. хобби (20)
3. домашним делам (30)
1. возможность встряхнуться и отвлечься
от забот (30)
2. потерю времени и денег (0)
3. неизбежное зло (0)
1. примерно в одно и тоже время (30)
2. по настроению (0)
3. по окончании всех дел (0)
1. пассивно отдыхаете (20)
2. активно работаете (30)
3. Чередуете отдых с работой (0)
1. ограничиваетесь ролью болельщика (0)
2. делаете зарядку на свежем воздухе (30)
3. находите повседневную физическую
нагрузку вполне достаточной (0)
1. танцевали (30)
2. занимались физическим трудом или
спортом (30)
3. прошли пешком не менее 4 км. (30)
1. пассивно отдыхаете (0)
2. физически трудитесь на даче, в огороде
(20)
3. активно отдыхаете (гуляете,
занимаетесь спортом и т.д.) (30)
1. любой ценой стремитесь достичь своего
(0)
2. надеетесь, что ваше усердие
обязательно принесет свои плоды (30)
3. намекаете окружающим на вашу
истинную ценность, предоставляя им
возможность делать надлежащие
выводы (10)

Обработка результатов анкетирования.
Посчитайте общее количество баллов, которое вы набрали своими ответами (баллы
за каждый ответ указаны в скобках). Общую сумму сравните с ключом.
480 – 400 баллов. Вы набрали почти максимальную сумму, и можно смело сказать,
что вы ведете здоровый образ жизни, умеете жить. Вы хорошо организовали режим
работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно сказывается на
результатах
вашей
профессиональной
деятельности.
Не
бойтесь,
что
регламентированность вашей жизни придаст ей монотонность. Напротив, сбереженные
силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной, откроют новые потенции вашего
организма.
400 – 280 баллов. Вы близки к идеалу, хотя пока не достигли его. Во всяком случае,
вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы при самой авральной работе.
Важно, чтобы ваша профессиональная деятельность и личная жизнь и впредь оставались
уравновешенными без каких-либо потрясений. Но у вас есть еще резервы для повышения

10

результативности за счет более разумной организации профессиональной деятельности с
учетом ваших индивидуальных особенностей.
280 – 160 баллов. Вы набрали средние показатели, как и большинство людей, ваш образ
жизни нельзя назвать здоровым, скорее хаотичным. Если вы будете продолжать и дальше
жить в таком режиме, то ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии не далеки.
Задумайтесь над результатами анкетирования и сделайте правильные выводы! У вас есть
все предпосылки к тому, чтобы изменить вредные привычки, оздоровиться. Помните, что
помочь ребенку быть здоровым может только здоровый педагог!
Менее 160 баллов. Вы и здоровый образ жизни не совместимы. Вполне возможно, что вы
уже жалуетесь на некоторые недомогания, особенно сердечно-сосудистой и нервной
систем. Ваш образ жизни – вредный. Именно он становится причиной ваших неудач в
личной и профессиональной жизни. Не останьтесь равнодушными к результатам
анкетирования и найдите в себе силы преодолеть неправильное отношение к здоровью и
здоровому образу жизни, верните себе здоровье, станьте успешным.

11

Приложение 3
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального
выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения»,
«резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными
показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания»,
можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность
эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные
меры.
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома
«эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса,
диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Фаза стресса

НАПРЯЖЕНИЕ

№

СИМПТОМЫ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

РЕЗИСТЕНЦИЯ

ИСТОЩЕНИЕ

12

Обработка и интерпретация данных
1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов
«выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов.
Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое
указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и
максимальное количество баллов равно 30.
2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз
формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам
каждой фазы в отдельности.
3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания»,
подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.
Текст опросника
1. Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать,
переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое
место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно,
качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется
побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить
проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует
профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь
дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру
профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые
контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым
партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание
партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня

13

портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми
партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то
должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не
сократят ли и т. д.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или
меньше уделять ему внимания.
30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не
получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на
результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную
отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт
них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в
области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным
руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование,
повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и
неприятных.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с
друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается
дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем
настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без
души.
47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им
чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение
психического и физического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со
стороны партнеров.
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с
партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

14

56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги
здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не
видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий,
которые я затрачиваю
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
64. 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы
поступали со мною.
66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение,
внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними
делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от
чужих страданий, и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу
обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам),
забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в
общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так,
чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое
чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила,
сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Ключ
НАПРЯЖЕНИЕ
Переживание психотравмирующих обстоятельств
№
1+

Б
2

№
13+

Б
3

№
Б
№
Б
№
25+
2
373 49+
Неудовлетворенность собой

Б
10

№
61+

Б
5

№
73-

Б
5

2–

3

14+

2

26+

5

62+

5

74+

3

2

38-

10

50-

15

«Загнанность в клетку»
3+

10

15+

5

27+

4+

2

16+

3

28+

2
39+
2
Тревога и депрессия
5

40+

5

51+

5

63+

1

75-

5

52+

10

64+

2

76+

3

РЕЗИСТЕНЦИЯ
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

5+

5

17-

3

29+

10

41 +

2

53+

2

65+

3

77+

5

66+

2

78-

5

67+

3

79-

5

3

68+

3

80+

10

Эмоционально-нравственная дезориентация
6+

10

18-

3

30+

3

42+

5

54+

2

Расширение сферы экономии эмоций
7+

2

19+

10

31-

2

43+

5

55+

3

Редукция профессиональных обязанностей
8+

5

20+

5

32+

2

44-

2

56+

ИСТОЩЕНИЕ
Эмоциональный дефицит
№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

№

Б

9+

3

21+

2

33 +

5

45-

5

57 +

3

69-

10

81+

2

5

70+

5

82+

5

2

83 +

10

10

84+

5

Эмоциональная отстраненность
10 +

2

22 +

3

34-

2

46+

3

58 +

Личностная отстраненность (деперсонализация)
11 +

5

23 +

3

35+

3

47+

5

59+

5

72+

Психосоматические и психовегетативные нарушения
12+

3

24 +

2

36+

5

48 +

3

60+

2

72+

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною
выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до
30 баллов
9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся симптом

16

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе
или всем синдроме «эмоционального выгорания»
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако,
сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об
их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления
существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы
психологической защиты, состояние нервной системы
По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько
каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов - фаза в стадии формирования,
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза

17

Приложение 4
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМОРАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Л.Н.БЕРЕЖНОВА)
Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием
качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в
профессиональной деятельности.
Тест "Рефлексия на саморазвитие" включает 18 вопросов и по три предполагаемых
ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень
стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию,
оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном
случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной
самореализации).
Инструкция к тесту:
Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из предложенных вариантов
ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а, b или c.
ТЕСТ
1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам
более всего подходит.
a. целеустремленный;
b. трудолюбивый;
c. дисциплинированный.
2. За что вас ценят коллеги?
a. за то, что я ответственный;
b. за то, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;
c. за то, что я эрудированный, интересный собеседник.
3. Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?
a. думаю, что это пустая трата времени;
b. глубоко не вникал в проблему;
c. положительно, активно включаюсь в проект.
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?
a. недостаточно времени;
b. нет подходящей литературы и условий;
c. не хватает силы воли и упорства.
5. Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической
поддержки?
a. не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;
b. имея большой опыт, затруднений не испытываю;
c. точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам
более всего подходит.
a. требовательный;
b. настойчивый;

18

c. снисходительный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам
более всего подходит.
a. решительный;
b. сообразительный;
c. любознательный,
8. Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?
a. генератор идей;
b. критик;
c. организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в
большей степени.
a. сила воли;
b. упорство;
c. обязательность.
10. Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?
a. занимаюсь любимым делом;
b. читаю;
c. провожу время с друзьями.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет
познавательный интерес?
a. методические знания;
b. теоретические знания;
c. инновационная педагогическая деятельность.
12. В чем вы могли бы себя максимально реализовать?
a. если бы работал так, как и прежде;
b. считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;
c. не знаю.
13. Каким вас чаще всего считают ваши друзья?
a. справедливым;
b. доброжелательным;
c. отзывчивым.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще
всего?
a. жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;
b. в жизни всегда есть место самосовершенствованию;
c. наслаждение жизнью в творчестве.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
a. человек сильный духом и крепкой воли;
b. человек творческий, много знающий и умеющий;
c. человек независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
a. думаю, что да;
b. скорее всего да;

19

c. как повезет.
17. Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?
a. то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;
b. не знаю еще;
c. новые возможности преподавательской деятельности и перспектива
самореализация.
18. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
a. путешествовал бы по всему миру;
b. построил бы частную школу и занимался любимым делом;
c. улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
КЛЮЧ К ТЕСТУ
Вопрос

Оценочные баллы Вопрос
ответов

1

а – 3; b – 2; c – 1

10

а – 2; b – 3; c – 1

2

а – 2; b – 1; c – 3

11

а – 1; b – 2; c – 3

3

а – 1; b – 2; c – 3

12

4

а – 3; b – 2; c – 1

13

а – 3; b – 2; c – 1

5

а – 2; b – 3; c – 1

14

а – 1; b – 3; c – 2

6

а – 3; b – 2; c – 1

15

а – 1; b – 3; c – 2

7

а – 2; b – 3; c – 1

16

а – 3; b – 2; c – 1

8

а – 3; b – 2; c - 1

17

а – 2; b – 1; c – 3

9

а – 2; b – 3; c – 1

18

а – 2; b – 3; c – 1

Оценочные баллы ответов

а – 1; b – 3; c – 2

Интерпретация результатов теста
Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:
Суммарное
число
баллов

Уровень стремления к саморазвитию

18-24

очень низкий

25-29

низкий

30-34

ниже среднего

35-39

средний

20

40-44

выше среднего

45-49

высокий

50-54

очень высокий

Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по
ответам на вопросы 1, 2, 6, 7, 9, 13. Суммарное число баллов в указанных вопросах
распределяется в следующем порядке:

18 - 17

Очень высокая

16 - 15

завышенная

14 - 11

нормальная

11 - 9

заниженная

8-7

низкая

6

Очень низкая

Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной
самореализации определяется по ответам на вопросы 3, 5,8, 12, 17. Суммарное число
баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:
15 – 14

как возможности профессиональной самореализации.

13 - 11

как необходимого и достаточного для самореализации

10 - 9

скорее, как перспективного для самореализации.

8-6

неопределенная оценка, скорее, как неперспективного для
самореализации.

5

как недостойного внимания в плане самореализации.

21

Приложение 4
План-конспект занятия для педагогов
«Час здоровья»
Задачи:
- увеличение подвижности и эластичности мышц и связок;
- снятие телесных зажимов и эмоционального напряжения;
- повышение сопротивляемости организма к болезням;
- тренировка коммуникативных навыков;
- обучение способам расслабления;
- создание позитивного настроя.
1. Игра «Давайте познакомимся»
В ходе игры педагоги сами придумывают веселые способы приветствия (как
реальные, так и выдуманные). Затем выбирается приветствие, которое становится
приветствием недели.
2. Дыхательная гимнастика
«Глоток» - дыхание полное объединенное.
И.п.- стоя. Вдох через нос, выдох через рот. Выполняя вдох, сделать глотательное
движение, сокращая мышцы гортани, выдохнуть. Повторить 4-5 раз
«Смех» - (дыхание полное или нижнее, упражнение тренирует полный выдох) И.п.
стоя. Выполнить вдох носом, выдох через рот, проговаривая: «Ха-ха-ха», «хо-хо-хо», «хихи-хи» (5 раз)
«Дыхание с задержкой» (упражнение активизирует вдох, очищает организм) И.п.
стоя. Выполнить вдох животом, мысленно произнося фразу: «Я ровно дышу». Вдох
медленный, плавный, спокойный.
3.
Суставная гимнастика
Комплекс упражнений (каждое упражнение выполняется не менее 8 раз)
И.п. – сидя, ноги вперед:
1- стопы вытянуть, голову вниз;
2- стопы на себя, голову назад.
И.п. – то же
1- колени согнуть;
2- опустить колени голову повернуть в сторону;
3-4 – тоже в другую сторону
И.п. – то же
1- согнуть правую ногу, поднять левое плечо;
2- согнуть левую ногу, поднять правое плечо
И.п. – то же
1- согнуть правую ногу;
2- отвести колено в сторону;
3-4 – то же в другую сторону
5 – согнуть обе ноги;
6- развести колени в сторону

22

И.п. – сидя, колени врозь, руки в замок перед грудью
1- выдох, руки вперед, ладони от себя, спина круглая;
2- вдох, руки назад на пол, спину прогнуть
И.п. сидя, колени врозь
1- выпрямить одну ногу в сторону
2- и.п
3-4- тоже с другой ноги
4. Постизометрическая релаксация (ПИР) (выполняется на индивидуальных
ковриках)
ПИР в области шеи и верхней части спины: руки сцеплены на затылке и давят с
максимальным усилием по направлению ко лбу, до тех пор, пока не наступит
естественное утомление. Затем отдых. Цикл повторяется 5-6 раз)
ПИР в области плечевого пояса: руки в замке на уровне плеч. Разводя локти в
стороны, не размыкая пальцев, напрячь мышцы рук и плечевого пояса до ощущения
легкой дрожи. Затем то же движение повторить на уровне лба, над головой и за головой.
ПИР мышц живота: произвольно напрячь мышцы живота, для лучшего ощущения
напряжения положить руки на живот.
ПИР в тазовой области и бедер (выполняется в парах): партнеры сидят на стуле друг
против друга. Один из них охватывает сомкнутые колени другого. Второй – пытается
развести колени, преодолевая сопротивление первого. Затем партнёры меняются.
ПИР на расслабление всего организма «Морская звезда»: лежа на спине, руки и ноги
раскинуты в стороны как лучи звезды. Медленно, напрягая как можно сильнее, руки и
ноги, растягивать их в стороны (на счет 1-2-3-4). Затем расслабиться
5 Телесно-ориентированное упражнение в парах «Прикосновение»

Один из педагогов ложиться на пол на индивидуальный коврик в позе «звезды» с
закрытыми глазами, второй садится рядом и прикасается (с разной силой надавливания)
одним пальцем, несколькими или всей ладонью. Это упражнение помогает снять зажимы
в теле. Затем педагоги меняются.
6 Релаксационное упражнение «Водопад»
Упражнение выполняется в парах. Педагоги располагаются на индивидуальных
ковриках в позе «звезды». Один из педагогов выполняет поглаживания сухим дождем по
телу другого. При этом звучит успокаивающая музыка.
7 По окончании релаксации педагоги пьют фиточай.

23

Приложение 6
Сценарий спортивного праздника
"Весёлые старты по сказкам» для педагогов
Цели:
Популяризация физической культуры у взрослых.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности;
Инвентарь: 2 метлы, 2 ведра, 2 удочки, 10 рыбок, 2 обруча, пара калош, 2 цветикасемицветика, 10 эстафетных палочек, 2 веника, 2 совка. Аппаратура, диск с весёлыми
мелодиями.
Ведущий: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Сказка учит, сказка лечит, сказка мудрости даёт.
Эта сказка про Конька- удалого Горбунка,
Эта сказка про Мальвину, про Ивана дурака,
С вами в сказку попадём– будем веселиться, бегать и играть.
Только надо сказку – сначала отгадать.
Теперь пришло время познакомиться с участниками праздника.
В соревнованиях участвуют 2 команды по 5 человек:
Ведущий даёт слово командам для представления. Команды говорят: название, девиз,
приветствия жюри, соперникам, болельщикам (связывают с героями сказок).
Ведущий: Пилот первого класса, прекрасно управляет летательным аппаратом,
характер зловредный, аппетит хороший. Питается в основном мышами лягушками, но так,
же любит маленьких детей. При встрече с ней следует соблюдать крайнюю осторожность.
Кто это? (Баба-Яга)
Как называются приспособления для перемещения в пространстве, которое
использует Баба-Яга? (ступа, метла)
1.Задание. Нога в ведре, между ног метла или веник. Бег до какого-нибудь предмета и
обратно.
Ведущий: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Как называется
сказка? (Сказка о рыбаке и рыбки, А.С.Пушкин)
2.Задание. По одному человеку бегут с удочкой (палка с верёвкой на конце магнит) и
“ловят” рыбу (из жести вырезанные) в прорубе (обручи).
Ведущий:
Мышка – Норушка
Лягушка – Квакушка
Зайчик – Побегайчик
Лисичка – Сестричка
Волчок – Серый бочок
Медведь – Топтун.
Из какой сказки? (Теремок)
3.Задание. Распределите роли, кто кем будет. Изобразите или озвучьте их. Один
бежит в обруче, возвращается, берёт в обруч следующего и так далее…
Ведущий: Красавец с усами, умный и обходительный, в одно мгновение расправился
с огромным и ужасным людоедом. Кто это? (Кот в сапогах)

24

4.Задание. Бег в больших калошах.
Ведущий:
Лети, лети лепесток,
Через север на восток,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли Быть, по-моему, вели. Какая сказка? (В.П. Катаев. «Цветик семицветик»)
6.Задание. Собрать цветик-семицветик всей командой.
Ведущий:
Добрый доктор друг зверей.
Человек не молодой, с усами, бородой.
Любит ребят, лечит зверят.
Симпатичный на вид, он зовётся? (Айболит)
Кто автор? (Чуковский)
7.Задание. Первый бежит к стойке, берёт ведро с эстафетными палочками и ставит
“градусники” каждому. Второй собирает у всех “градусники”, кладёт их в ведро и бежит к
стойке…
Ведущий:
Мыла, стирала, кругом убирала,
Однажды, случайно. Попала на бал,
И голову принц от любви потерял!
Кто это? (Золушка) Кто автор?
8.Задание. Каждый игрок, по порядку, с совком и веником собирает по одной
разбросанной картинке. Кто быстрее соберёт равное число картинок, тот и побеждает.
Подведение итогов.

25

Приложение 7
Комплекс физкультминуток для педагогов.
(исходное положение во всех упражнениях, кроме четвертого упражнения, – сидя на
скамейке)
Существуют специалисты, работающие стоя – хирурги, архитекторы, преподаватели
(лекторы) и т.д.
1 – скользя пятками по полу, вытягивают ноги вперед, правую руку заводят за голову,
левую в сторону – вдох, расслабленно опускают руки вниз – выдох, то же в другую
сторону. Повторяют 6-8 раз.
2 – ноги вытягивают вперед, руки перед грудью, туловище поворачивают вправо,
руки разводят в стороны, возвращаются в исходное положение, то же в левую сторону.
Повторяют 8-10 раз, дыхание произвольное.
3 – скользя по полу пятками, вытягивают ноги вперед, поднимают руки вверх и
прогибаются. Затем наклоняются вперед, касаясь руками пола перед собой, выпрямляясь,
руки поднимают вверх, ноги соединяют и возвращаются в исходное положение,
повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
4 – стоя лицом к столу, берутся за него руками, левую ногу отводят назад, затем
приседают на носках, выпрямляются, то же с другой ноги, повторяют 8-10 раз дыхание
произвольное.
5 – ноги вытягивают вперед, руки на поясе. Поочередно оттягивают и поднимают
носки, слегка сгибая ноги в коленях, затем развертывают ноги вправо, носками касаясь
пола. То же в другую сторону. Повторяют 10-12 раз, дыхание произвольное.
6 – сидя на стуле, руки вытягивают вдоль тела, затем, прогибаясь назад, поднимают
руки вверх, ноги также несколько приподнимают, носками касаясь пола. Наклоняясь
вперед, делают хлопок руками под вытянутой ногой, возвращаются в исходное
положение. То же с другой ноги. Повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
7 – сидя на стуле, руки приставляют к плечам, левую ногу вытягивают вперед,
возвращаются в исходное положение и руки отводят в стороны, затем расслабленно
опускают их вниз, повторяют 5-6 раз дыхание произвольное.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».