04.04.2024
Добрый вечер, дорогие родители. Сегодня мы
поговорим о музейной педагогике в детском саду и ее значении в развитии наших
детей. Но для начала, нам нужно
определиться, что означает слово «музей»? Музей это — «учреждение, занимающееся
собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников
естественной истории, материальной и духовной культуры, а также
просветительской и популяризаторской деятельностью». (Толковый словарь
Ожегова).
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он
влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху
развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают
окружающий мир посредством компьютера, но виртуальная реальность не даёт в
полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и
не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством
развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ
в рамках музейной педагогики.
Музей в детском саду, с по словам Н. А.
Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может
действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по
своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в
речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу
увиденного.
Я слышу
— и забываю.
Я вижу — и вспоминаю.
Я делаю и постигаю.
Это выражение, которое приписывают Конфуцию,
может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший
принцип данного направления. Музейная педагогика призывает дать ребенку самому
манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать
выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет
процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным
приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми
предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор,
представления об окружающем его мире.
В нашем детском саду созданы собственные музеи,
они конечно небольшие, и называются «мини — музеи»: 1 Бурятская юрта 2. Русская
изба 3. Космос 4. Мини музей боевой славы «не прервется памяти нить» 5.
«Семейская изба».
В обычном музее ребенок лишь пассивный
созерцатель, а наших мини-музеях, он — соавтор, творец экспозиции. Он знает, в
каком музее сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек,
дедушек. Каждый наш мини-музей — это совместная работа воспитателей, родителей
и воспитанников. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки,
рассматривать, то есть прикоснуться к истории.
Мини-музей в детском саду — это не просто
организация экспозиций или выставок, в мини-музеях у нас проводятся
тематические занятия, развлечения и праздники, посвящённые памятным датам и
событиям. Атмосфера, созданная в мини-музеях помогает прививать детям чувство
любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма,
привязанности к своей малой и большой Родине. Важно в ребенке развить чувство
прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира,
развить умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение.
Таким образом, музейно-педагогическая работа в
детском саду — это симбиоз творческой деятельности всех участников
педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром,
приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических
представлений и формирование художественного вкуса. Музейная педагогика должна
служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности
дошкольников. На сегодня к нам возвращается национальная память, и мы должны
научить детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все
ценное, что было в прошлом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2024
Дата обновления: 22.04.2024
Дата публикации: 04.04.2024