02.11.2021
1.1 Пояснительная записка
Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень
нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал
имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные
украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и
полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и
фантазию.
Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у
детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей
литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так
как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения,
украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с
тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию
оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы,
следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.
Актуальность
Творческие способности –
далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей
вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не
возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись
как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали
научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся
человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь
в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И
она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского
творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность
человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями
человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности
человеческого сознания
Дошкольный возраст -
период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного
мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно
ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе
оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи
каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего
нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше
ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 3 до 6 лет -
время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности —
одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном
этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие
способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют
разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий
потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных
задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и
их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с
дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в
становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает
между задатками и способностями.
В работе с детьми
используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое
значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует
развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных
умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как
и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы,
развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его
многообразии.
Лепка как деятельность в
большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению
ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических
представлений.
Еще одной специфической
чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки
стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде
игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с
взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно
связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с
ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже
самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки
определяет материал.
Почему именно тесто?
Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и
для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в
последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста -
древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас
ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал
очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно
долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду
творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Объём и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один учебный год.
Продолжительность программы определяется:
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины,
постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
-групповым характером освоения программного материала и
предъявления образовательного результата.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю.